home> Новости >Вернакулярные города

Вернакулярные города

Живые вернакулярные города: роль архитектора? Узген, Городец, Гюмри, …Нью-Йорк. В апреле 2019 года в Москве прошел Международный Конгресс "Архитектура 2019". Агентство Архитектор начинает публикацию лучших презентаций и докладов. Представляем автора - Андрей Иванов.
 
 
 
Тезисы:
 
Рассматривается феномен живых вернакулярных городов – таких городов, которые не только насыщены исторической и современной «архитектурой без архитектора» и построены особым вернакулярным образом, но и продолжают – насколько это возможно в эпоху глобализации – хранить свои традиции и особый «кодекс» городской жизни. 
 
Приводятся кейсы нескольких уникальных исторических городов, которые можно отнести к этой категории и в которых посчастливилось работать автору – Узген (Киргизия), Городец (Россия), Гюмри (Армения). 
 
В контексте проблемы подхода к наследию подобных городов обсуждается вопрос о роли в их жизни современного архитектора – может ли он правильно понять их специфику, встать на позицию «вернакулярности» и способствовать своим авторским творчеством сохранению их самобытности?
 
В качестве вызова приводятся примеры «иконических» зданий, построенных в последние годы «звездными» архитекторами в исторических вернакулярных районах Нью-Йорка и вполне, как представляется автору, вписывающихся в их средовой контекст.
 
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ>>
 
 
Архитектурный вернакуляр и вернакулярный город 
 
Вернакуляр, вернакулярный (от англ. vernacular) – местный; свойственный данному локусу; разговорный, просторечный (о языке). В архитектурных текстах термин употребляется в применении к обычной, рядовой застройке, выполненной без участия профессиональных архитекторов («архитектуре без архитектора»), но обладающей определенными средовыми и художественными достоинствами.
 
Александр Высоковский в своей лекции «Вернакуляный город» говорил о «невидимой, но очень мощной структуре понимания и идентификации места, в котором живут горожане» как о «мыслительной конструкции, порожденной самими людьми в процессе жизнедеятельности» и назвал ее «вернакулярным городом <…>, по аналогии с вернакулярным районом и другими вернакулярными конструктами, которые не являются результатом осознанной технической или научной деятельности, а возникают в процессе жизнедеятельности, проживания и вживания, взаимодействия с окружающими физическими объектами и социальными средами» (Высоковский А.А. Вернакулярный город // Александр Высоковский в 3 т. Т. 3. Public. С. 30-33).
 
Но если для Высоковского «вернакуляный город» – это «мыслительной конструкция», которая возникает в уже данном людям городе при его обживании-восприятии-осмыслении, то для меня, помимо (и прежде) этого, это город, изначально созданный – и продолжающийся создаваться! – именно вернакулярным образом. При таком подходе понятие «вернакулярный город» – уже не метафора, но прямое обозначение местной истории и реальности.
 
Источник: магистерская диссертация автора: Andrey Ivanov. 2005, Revitalization of historic wooden housing using local entrepreneurs’ capacity (cases of towns of Gorodets, Russia and Eksjö, Sweden): Master thesis in urban management and development, Institute on Housing and Urban Development Studies (IHS), Rotterdam & Lund University, Lund. VIII + 89 p. [Online]. Available: https://www.hdm.lth.se/fileadmin/hdm/alumni/papers/umd2005/umd2005-10.pdf 
 
В эпоху глобализации/роботизации человечеству чрезвычайно важно сохранить такие чудом сохранившиеся, рукотворные вернакулярные города-ансамбли, как Узген, Городец, Гюмри, а также аутентичные вернакулярные районы в крупных городах. Ведь их среда, наполненная творческой преемственностью, личностной свободой, субъектностью, вдохновением, импровизацией, дает нам надежду, что хотя бы некоторые современные города могут быть не бездушны и не бесчеловечны.
 
Александр Раппапорт: 
«20 век решал задачу – дать всем минимум – и изобрел стандарт.
21 век начнет искать идентичность и индивидуальность ландшафта, тела, лица, занятий, голоса, речи, камня, дерева, животных, погоды, возраста, рода, предков, потомков, настроений, припоминаний, фантазий, обетов и запретов» («Индивидуация и стандарт», пост в ФБ от 27.09.2017). 
 
"Архитектору 21 века, чтобы успешно работать в живом городском контексте, нужно найти его (и свою) идентичность и индивидуальность. И способному это сделать (хорошему) архитектору в вернакулярном городе, конечно, есть место." -  Андрей Иванов
 
 
 

(foto©Vasya) Альбом подробнее>>>
 

 



print | @ |search |







Загрузка...